Отраслевые источники роста производительности и структурные сдвиги в России в 1995 – 2022 гг
Очная презентация состоится в здании НИУ ВШЭ по адресу ул. Мясницкая, д. 20, ауд. М20-301, онлайн на платформе Webinar.
Для участия необходимо пройти регистрацию по ссылке.
Докладчики: И.Б. Воскобойников, Д.С. Терновский
Дискуссант: А.А. Широв
Появление массивов данных динамки факторов производства и производительности World KLEMS, пригодных для межстрановых сопоставлений, позволили выделить общие особенности развития ведущих постиндустриальных экономик в последние несколько десятилетий. В частности, выделяются три группы таких особенностей. Во-первых, сектор услуг доминирует, занимая до трёх четвертей от общего числа отработанных часов и доли добавленной стоимости. Во-вторых, рост производительности сектора услуг неоднородна. Производительность торговли и транспорта быстро растёт, тогда как персональные и рыночные услуги стагнируют. В-третьих, хотя доля оплаты труда в ВДС в экономике в целом сокращается, она растёт для высококвалифицированных работников. Каким был рост производительности труда в отраслях российской экономике? В какой мере российский рост согласуется с особенностями, характерными для развитых стран, в 1995 – 2020 гг.?
Доклад представляет первые результаты анализа источников роста производительности труда в отраслях российской экономики за период 1995 – 2022 гг. на основе нового релиза данных Russia KLEMS 2024. Массив данных представляет собой систему показателей роста и производительности для более чем 60 видов деятельности ОКВЭД 2, полученную путём гармонизации показателей детализированных счетов производства в системе национальных счетов с методологией Russia KLEMS и EUKLEMS & INTAN Prod 2023. В сочетании с предыдущим релизом Russia KLEMS 2019 массив Russia KLEMS 2024 позволяет рассматривать источники, динамику и структуру роста производительности российской экономики в сравнительной перспективе.
В данной работе осуществлена проверка корректности распространения современных стилизованных фактов динамики производительности труда выдвинутых Jorgenson&Timmer на российскую экономику 2010-х гг. Для межстрановых сопоставлений использовались данные соответствующих релизов KLEMS, характеризующие экономики США, Японии, Германии и Венгрии. Производительность труда рассматривалась в разрезе материального производства, включая производство товаров и производство в сфере ИКТ. Рассматриваемый сегмент услуг включал рыночные услуги, с выделением финансовых и бизнес-услуг, услуг в сфере товародвижения и дистрибуции, персональных услуг, а также нерыночные услуги. Для учета особенностей российской экономики выделен сегмент экономического производства, связанный с топливно-энергетическим комплексом, а также оценен вклад производства домашних хозяйств товаров и услуг для собственного потребления в динамику совокупной производительности труда.
Проверены гипотез о наличии влияния структурных изменений в затратах труда по видам экономической деятельности на совокупный уровень производительности труда в национальных экономиках России и отдельных зарубежных стран. Приведены оценки эффекта реаллокации в темпах прироста совокупной производительности труда, связанный с перераспределением структуры произведенной добавленной стоимости. С использованием данных об отраслевых паритетах покупательной способности проверены гипотезы о наличии различий в соотношениях уровней производительности труда по выделенным сегментам национальных экономик России и отдельных зарубежных стран. Оценено влияние изменений в структуре экономической деятельности на динамику разрывов в уровнях производительности труда.
По вопросам регистрации обращайтесь к Александре Большовой abolshova@hse.ru
Круглый стол организован в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации(№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325)