Доклад Бранко Милановича «Три эры глобального неравенства в 1820-2020 и изменения последних трёх десятилетий»

В докладе рассматривались три больших вопроса - «эры глобального неравенства», соотношение межстранового и внутристранового неравенства в распределении доходов, а также абсолютные и относительные меры неравенства. Особое внимание Бранко Миланович уделил перераспределению доходов и межстранового неравенства в эпоху «интенсивной глобализации» - 1988-2008 гг.. Он показал, что сокращение глобального неравенства за счет роста доходов в азиатских странах, в первую очередь в Китае, подходит к концу; с 2020 года неравенство между странами перестало сокращаться, и поэтому возникло серьезное препятствие сокращению бедности.

В прошлом:

Глобальное неравенство доходов может изменяться за счет усиления межстранового и внутристранового неравенства. В первом случае одни страны становятся богаче, а другие остаются бедными, во втором - часть населения страны обогащается, а другая часть становится беднее. Межстрановое и внутристрановое неравенство могут меняться как в одном, так и в противоположных направлениях. Например, в первой «эре» (1820-1950) глобальное неравенство увеличивалось из-за роста обоих показателей. Во второй «эре» (1950-2000), межстрановое неравенство увеличивалось, а внутристрановое сокращалось. Однако с начала второго тысячелетия конвергенция стран по ВВП на душу населения способствовала уменьшению межстранового неравенства, тогда как внутристрановое росло особенно быстро, особенно в таких крупных странах, как Китай, Россия, США и Индия.

Три части мира играют ключевую роль в изменении глобального ВВП – это Центральная и Западная Европа, Северная Америка и Япония, Индия и Китай. Промышленная революция XIX века и технологическая революция XX века существенно повлияли на глобальное неравенство. Например, рост экономической активности азиатских стран после технологической революции ускорил сокращение глобального неравенства.

Китай значительно улучшил свое положение в глобальном распределении доходов за счет роста доходов бедного сельского населения. Однако, став страной с доходами выше среднего, Китай перестает быть фактором сокращения глобального неравенства и может способствовать его увеличению в будущем.

В настоящем и будущем:

Впервые за два века средний класс Запада не войдет в верхний квантиль мирового распределения дохода. Это отразится на мировом распределении богатства. Также верхние перцентили мирового дохода будут в большей степени представлены жителями азиатских стран из-за высокой численности населения, что изменит типы потребительского поведения и психологические ожидания. Плотность населения и доходы в странах Центральной Азии и в России уменьшатся, а разрыв в доходах между Европой и Африкой будет продолжать подпитывать миграционные потоки. Неопределенность темпов экономического роста африканских стран также повлияет на сокращение темпов снижения глобального неравенства.  Риски для сокращения неравенства усиливаются политическими шоками и последствиями пандемии, однако главной причиной является всё-таки снижение выравнивающего эффекта Китая.

 

Доклад организован в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).